Зарегистрироваться
Отрывок из статьи "О деградации окружающей среды в России", НГ, 21.06.2011

Еще более разителен отрыв России от цивилизованного мира по таким показателям, как состояние больниц и поликлиник, школ и университетов, протяженность и качество дорог, объем ветхого и аварийного жилья, эффективность систем коммунального обслуживания, уровень коррупции и т.д. В докладе Всемирного банка Doing Business-2011 Россия занимает 123-е место из 183 по благоприятности условий для ведения бизнеса. А в индексе глобальной конкурентоспособности – 63-е место между Шри-Ланкой и Уругваем.

Здесь речь идет уже о тех сферах жизни, за которые отвечает государство. Точнее в нашем случае не отвечает, демонстрируя пример того, что на Западе называют failed state – государство, которое не в состоянии выполнять своих базовых функций.

Почему так происходит? Во-первых, никто и никогда на моей памяти не ставил на государственном уровне задачи в каком-то обозримом будущем выйти на среднеевропейские показатели в области транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Даже в тех случаях, когда государство выделяет колоссальные средства на решение той или иной проблемы, ситуация не претерпевает радикальных изменений. Пример – аварийное жилье. Его объем увеличился с 3,3 млн. кв. м в 1990 году до 12,7 млн. кв. м в 2006 году. В 2007 году был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ, куда было переведено 240 млрд. руб. бюджетных денег. Таких средств, по словам Путина, никогда прежде не выделялось. Главной задачей фонда стало расселение аварийного жилья. Однако, несмотря на это, его объем возрос в 2009 году до 19,4 млн. кв. м. Совокупный же объем ветхого и аварийного жилья за период 1990–2009 годов вырос с 32,2 до 99,5 млн. кв. м.

Строительство нового жилья тормозится тем обстоятельством, что, согласно данным все того же Всемирного банка, по уровню административных барьеров в строительстве Россия занимает 182-е место из 183 (чем выше место – тем меньше барьеров).

Похоже, достижение практического результата наших чиновников вообще не волнует. Важен сам процесс освоения бюджетных средств. Требуется, например, соблюсти все бюджетные процедуры в ходе выделения средств на строительство дорог. А то, что в результате их соблюдения деньги в строительные организации, как правило, поступают уже осенью, когда работы впору заканчивать, ни у кого не вызывает беспокойства. В любом случае они будут освоены.

Подрядные организации, осуществляющие дорожные работы, отбираются на так называемых электронных аукционах, где побеждает тот, кто предложит наименьшую цену за выполнение работ. Выбирается в полном смысле слова кот в мешке. Известно, однако, что «дешево – хорошо не бывает»: экономия достигается за счет качества, а ремонт дороги начинается уже чуть ли не на следующий год. Но и это никого не беспокоит – ведь все процедуры соблюдены, бесчисленные контролеры из ФАС и других ведомств удовлетворены, и это – главное! Но при этом на самом высоком уровне признается: чем больше средств выделяется на дорожное строительство – тем больше их крадут.

Высокое положение и личное благосостояние лиц, отвечающих за наиболее провальные участки нашей экономики и социальной сферы, никак не обусловлены результатами их деятельности. Мы видим, что эти люди живут на островах их неуемных фантазий, ездят на роскошных авто и летают на частных самолетах, владеют подмосковными поместьями, дворцами за границей, а заодно почему-то – пустующими квартирами и неосвоенными земельными участками, устраивают за миллионы долларов свадьбы своих детей в бывших царских дворцах под гром артиллерийских орудий. Но мы совершенно не знаем, какие именно таланты на ниве предпринимательства за ними числятся и каким образом эти таланты проявились на поприще их государственного служения.

Такое положение дел непосредственно вытекает из странного тезиса, который в последние 10 лет стал неким подобием теневой государственной идеологии: предполагается, что чиновник, управляющий той или иной отраслью, не может быть беднее, чем самые состоятельные бизнесмены в этой отрасли, иначе крупный бизнес будет покупать чиновников, как это имело место во времена Ельцина. Нечто подобное наблюдалось в Доминиканской Республике в период диктатуры Трухильо, когда руководители государства во главе с самим «отцом новой родины» стали по совместительству крупнейшими бизнесменами страны. Однако в России в отличие от Доминиканской Республики этот подход не привел к успехам на ниве модернизации.

Порода новорусская – стиль старосоветский

У государственных служащих высокого ранга сформировалась принципиально новая психология, делающая ее обладателей трудносовместимыми с прочими гражданами. Они уверовали, что являются представителями высшей по отношению к управляемым им людям человеческой породы, что позволяет им измерять свои потребности принципиально другими мерками, нежели у остального населения.

Никто из них, судя по всему, не испытывает ни малейших угрызений совести, выписывая, например, самому себе разовую премию в размере средней зарплаты учителя за 100 лет, как это сделал руководитель одной из госкорпораций, занимающейся распределением бюджетных средств. Кстати, речь идет о вполне эффективном управленце и приличном человеке, который к тому же часть этой премии вернул в бюджет. Правда, сделал он это лишь после того, как журналисты раскрутили эту историю, а контрольные органы начали проверку.

Развод или распад

На ум приходит крамольная идея: быть может, нашей доморощенной элите и народу следует каким-то образом разбежаться? Допустим, народ повально эмигрирует, подобно английским пуританам времен Якова I, и в России останутся одни представители «элиты». И пусть они здесь рвут на части бюджеты всех уровней, толкаются на разбитых дорогах своими роскошными авто с мигалками, морят друг друга в СИЗО, выбирают сами себя в различные органы власти!

К сожалению, эта мечта вряд ли осуществима.

Есть и другая идея. Поскольку качество управления драматически не соответствует размерам управляемой территории, быть может, имело бы смысл дать отдельным регионам большие возможности для самостоятельного решения своих проблем. Пример тому – Татарстан, который благодаря своей относительной независимости от Москвы даже в самое тяжелое время либеральных реформ сумел избежать многих негативных социальных последствий. Однако в последние годы государственная мысль работала в обратном направлении, а именно – укрепления вертикали власти и усиления зависимости регионов от федерального Центра, при том, что один регион – Чечня – получил не только полную независимость, но и совершенно фантастические бенефиции.

Есть еще одно обстоятельство, которое не дает повода для оптимизма, быть может, самое важное. В былые времена власть могла творить любые непотребства, а народ опускаться сколь угодно низко. Однако где-то в глубине народного сознания сохранялись определенные моральные «навигаторы», указывающие на то, что такое положение дел не может продолжаться вечно. Сегодня под влиянием необычайно успешного «частногосударственного» медийного проекта превращения наших граждан в персонажей юмористических программ и рекламных роликов, в просторечии именуемого дебилизацией, эти «навигаторы» утрачены. А для тех, кто не знает, куда им плыть, никакой ветер не будет попутным.
При поддержке РФФИ, № 06-07-89186