Зарегистрироваться
Любопытное высказывание ректора ВШЭ Кузьминова.

- А какие риски перехода на нормативно-подушевое финансирование видите вы?

 

- К сожалению, утратил актуальность и риск потери научных школ в технических и естественных науках. Большинство этих школ в период 2000-2008 годов ушло вместе со своими лидерами - людьми пожилого возраста. Выжившие получили поддержку через государственные программы и научные фонды.

- А так ли необходимо переходить на нормативное финансирование? Может, и дальше продолжать в том же духе?

- В том же духе не получится. Реформа экономики высшего образования остановилась, заморозилась в результате того, что проблемы просто “залили деньгами”. Улучшили положение и тех, кто пытался что-то делать, и тех, кто просто плыл по течению. Экономика России 2003-2008 годов была, без сомнения, экономикой “мягкого бюджетного ограничения”. Ни одна бюджетная организация (да что организация - практически ни одно крупное коммерческое предприятие!) в экономике не была вынуждена прекратить свою работу по причине недостаточной эффективности.

- Так, может, это и хорошо?

- В экономике так не бывает. Слабое учреждение - это не человек-инвалид, его сохранение никак нельзя рассматривать в виде самостоятельной цели. Учреждение - это всего лишь средство, инструмент для государства. Если инструмент плохой, цель государства не достигается. Но, допустим, произошло чудо и законы экономики на территории России отменились. Чудо состояло бы в том, чтобы за это время выросло качество высшего образования, оно стало бы более конкурентоспособным на мировом уровне и с точки зрения отечественных работодателей. Этого, как вы знаете, не произошло.

Эйфория “бесконечных денег” не так безмятежна, как кажется на первый взгляд. Сильных и эффективных стали отбирать и специально поддерживать (то есть замещать отсутствующий механизм конкуренции) только в 2006 году. Результат нацпроектов - как любой крупной государственной инвестиции - положительный, но потенциально неустойчивый. Он слабо подкреплен инициативой самих вузов, их нарастающими инвестициями в качество и в исследовательский потенциал, в поиск лучших студентов.

Доля исследователей в вузах России упала с 22 до 16%. Зарплата в образовании поднялась с 60 всего лишь до 67% от средней по экономике. Как я уже сказал, мы утратили где-то 50% научного и академического потенциала 1990-х годов.

При этом процветают неэффективные образовательные программы, целые учебные заведения занимаются имитацией образования.

Конкуренция в образовании нужна - без нее мы будем вынуждены полагаться только на государственное регулирование качества. Прошедшие 15 лет, по-моему, наглядно продемонстрировали, что в одиночку государство на образовательном рынке сделать ничего не может.

- Ярослав Иванович, имеет ли смысл реформа бюджетных учреждений в условиях кризиса, когда надо в первую очередь выстоять?

- Вернусь к тому, о чем мы говорили вначале. Выстоять должны люди, а не учреждения. Ресурсов становится меньше, и государство остро заинтересовано в их эффективном использовании. Продолжать подготовку полуграмотных экономистов (а это почти 40% контингента большинства технических и технологических вузов и филиалов), педагогов, из которых 70% в школу не собирается идти не при каких обстоятельствах, инженеров из школьных троечников по математике и физике государство больше не в состоянии.

Выстоять мы можем, если будем производить конкурентоспособную продукцию. В том числе и в системе высшего образования.

(Источник: интервью газете "Поиск " 2009г. № 9)

 

При поддержке РФФИ, № 06-07-89186