Зарегистрироваться
Из интервью В.Садовничего журналу "В мире науки" от 04.03.2008

Одна из острейших проблем современной российской науки — ослабление фундаментальных направлений научных исследований. Из-за хронического недофинансирования к началу 2000-х гг. оказалась подорванной вся система подготовки и воспроизводства научных кадров. Неизбежным результатом стал тяжелый кадровый кризис, который выразился в сокращении числа исследователей, быстром старении и изменении их качественного состава, а также в разрушении преемственности в науке.  

        Этапы кризиса в науке:

        Первый этап кризиса — «кадровый обвал» (1990—1994 гг.). 3а эти пять лет численность персонала, занятого исследованиями и разработками, сократилась в общей сложности на 850 тыс. человек. Сферы бурно развивающегося бизнеса (банки, страховые компании, другие частные предприятия) и политики, госаппарат и т.д. остро нуждались в дипломированных специалистах, а их целевая подготовка еще только разворачивалась. Основным источником оказались наиболее активные кадры быстро нищающей науки.

      Второй этап (1995—1998 гг.) — «умеренное сокращение», когда значительная часть ученых, оставшихся в науке, попыталась адаптироваться к новым условиям жизни. Численность персонала в сфере науки и научного обслуживания сократилась на 206 тыс. человек, т. е. в четыре раза меньше, чем на первом этапе (1990—1994 гг.). Однако значительно возросли масштабы скрытой формы «внутренней» миграции кадров — вторичная занятость работающих в отрасли науки и научного обслуживания. Не только переход в другие сферы, а часто и совместительство, занимающее основную часть рабочего времени, неизбежно приводят к снижению квалификации ученого или ее утрате.

 

     Одна из проблем высшего образования, обостряющаяся с каждым днем и годом, — преподавательские кадры. Наверное, ни у кого нет сомнений в том, что педагогический корпус высшей школы должен быть высококвалифицированным, состоять в своей основной части из докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов. По данным ВАК, в стране ежегодно защищается около 30 тыс. кандидатских и 5 тыс. докторских диссертаций. Резко возросло количество работ по общественным и экономическим наукам. Например, доля диссертаций по экономическим наукам за 10 лет увеличилась в 2 раза и в 2005 г. составила 20%. При этом диссертации стали защищать не только люди, профессионально занимающиеся наукой — преподаватели и научные работники, сегодня наличие ученой степени и звания становится престижным для успешной карьеры. Не случайно, что качество многих диссертаций совсем не удовлетворительное. Так, например, в 2006 г. ВАК не утвердил 1 тыс. уже защищенных работ. 

       Советская система высшего образования в свое время была одной из лучших в мире, но она не соответствует реалиям нынешней России. Стране нужна современная система, при формировании которой следует избежать некоторых опасностей. К их числу относится усиленно внедряемая в государственное, общественное и профессиональное сознание идея о том, что высшее образование России будет лучшим, если его преобразовать по образу и подобию западной — европейской или американской — высшей школы.

При поддержке РФФИ, № 06-07-89186