Оценка состояния РАН
Исследование Сергея Белановского
Краткие выдержки из исследования известного социолога Сергея Белановского "Оценка состояния Российской Академии Наук (краткий отчет)", сделанное по заказу Центра стратегических разработок и уже вызвавшее серьезную полемику в научных кругах и СМИ. Также см. на "Полит.ру" - комментарий автора к результатам исследования и ответ своим оппонентам:
§ Наука: от финансового аудита к власти эффективных менеджеров
Сравнение московского и регионального сегментов академической науки показывает, что в регионах доля эффективного кластера несколько более велика, чем в Москве, но разрыв между ними не очень велик (3%). Вместе с тем в Москве сильно снижена доля кластера учеников и помощников, и повышена доля кадрового балласта. Сказанное означает, что в Москве состояние науки является более кризисным, чем в регионах. Очевидно, это объясняется тем, что в Москве более велика конкуренция со стороны других сфер деятельности, зачастую более доходных, чем наука.
Средний возраст по ключевым должностным позициям (заведующий лабораторией, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник, доктор наук) составляет соответственно 61, 62, 57 и 60 лет, то есть вплотную приближается к пенсионному.
Средний возраст кластера эффективных ученых составляет 55 лет. На долю ученых в возрасте 50 лет и старше приходится около 70% численности этого кластера. По мнению работающих за рубежом экспертов средний возраст эффективного ученого на Западе составляет около 45 лет, т.е. проблема постарения эффективных научных кадров существует.
Таблица 5.6. Доходы российских академических ученых по должностному статусу, руб.
|
Всего
|
Заведующий лабораторией, группой, сегментом
|
Главный научный сотрудн.
|
Ведущий научный сотрудн.
|
Старший научный сотрудник
|
Научный сотрудн.
|
Младший научный сотрудн.
|
Аспирант
|
Средняя зарплата только от института
|
3531
|
4667
|
5093
|
4067
|
3797
|
2930
|
2765
|
2022
|
Средняя суммарная зарплата по институту в целом
|
6326
|
8157
|
8092
|
6732
|
7787
|
4671
|
4039
|
3737
|
Средний суммарный заработок от всех доходов
|
9595
|
14681
|
11250
|
9671
|
10692
|
7813
|
6620
|
7802
|
По свидетельству экспертов, интеграции академической науки и ВУЗов и формированию спроса с их стороны на высококвалифицированные преподавательские кадры препятствует несколько факторов.
Первый фактор – неблагополучное положение самих ВУЗов, падение качества преподавания в них и разложение научно-преподавательской среды, а также коррупция. До тех пор, пока эта тенденция не будет преодолена, эффективные ученые не смогут быть востребованы как преподаватели.